
«В Нью-Йорке, Париже, Лондоне слово «смерть» не произносят — оно обжигает губы. А мексиканец шутит с ней, ласкает ее, прославляет, спит с ней; она одна из его любимых игрушек и самых крепких привязанностей»
© нобелевский лауреат Октавио Пас
День Мёртвых (исп. Dia de los Muertos) — праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике. По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые приносили дары богине Миктлансиуатль и сооружали стены с изображением черепов — тсомпантли. Праздник отчасти совпадает с католическими празднованиями Хэллуина. Этот мексиканский и центрально-американский праздник также отмечают во многих штатах США, где наблюдается большой процент мексиканцев.
В эти дни устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов, делаются специальные фигурки одетых женских скелетов — Катрина, то есть модница, франтиха (исп. La Calavera de la Catrina).
Филологи насчитали в мексиканском испанском 20 000 слов и выражений, обозначающих смерть.
Странный взгляд на костлявую объясняется тем, что Мексика — наследница двух культурных традиций: испанской и индейской. Конквистадоры подарили аборигенам День поминовения усопших. Считалось, что церковные службы, посты и «офрендас» (исп. ofrendas — «приношение, пожертвование») в этот день помогают душам быстрее перейти из чистилища в рай. Отмечается этот праздник 2 ноября, сразу после Дня Всех Святых.
У покоренных индейцев были свои поминальные ритуалы, которые приходились на июль и август. Умерших детей чествовали в праздник Микаилуитонтли, а взрослых — в Сокотуетцтли. Испанские колонизаторы планомерно и упорно искореняли местную культуру и прививали новообращенным аборигенам свои традиции.
Результаты метаморфоз оказались неожиданными: День поминовения усопших индейцы превратили в День мертвых, который и поныне отмечают 1 и 2 ноября. В первый день, который называется Día de los Angelitos (исп. «День ангелочков»), поминают детей. Во второй день — Día de los Muertos (исп. «День мертвых») — взрослых. Совпадение это явно не случайное.
Испанское «офрендас» колонизованные индейцы восприняли не как подаяние, необходимое для спасения душ, а как дар самим усопшим. Еще в прошлом веке такие «приношения» представляли собой любимые блюда умершего, его фотографии и вещи. Сейчас «офрендас» выглядят намного внушительнее — это целые инсталляции из сахарных черепов и скелетов, цветов и яств, располагающиеся в музеях и на центральных площадях городов. Такие жертвенники люди посвящают выдающимся мексиканцам. Например, Фриде Кало.
В 2004 году студенты Национального автономного университета Мексики возвели стену из 5667 сахарных, шоколадных и желатиновых черепов. Кстати, подобные сооружения, но только из голов убитых пленников, строили ацтеки. Назывались они «тсоматли».
Индейцы считали, что, умерев, человек передает свою жизненную энергию окружающему миру. Черепа у них были символами возрождения. Поэтому массовые убийства рабов и пленников ацтеки производили для того, чтобы жизнь на Земле никогда не закончилась. Смерть в их представлении была светлым началом.
В отличие от христианской веры, где рай и ад нужны для наказания или поощрения, у древних племен существовало 3 рая, в зависимости от характера смерти, каким человек ушёл из жизни:
Эль Тлалокан – земля Тлалока, - бога дождя. Место для тех, кто утонул, сгорел от молнии, умер от подагры, водянки, чесотки, чумы, а также для детей, приносимых в жертву этому Богу. Тлалокан - место покоя и изобилия. Хотя мертвых, как правило, кремировали, «предопределенных» Тлалоку хоронили в землю, дабы они, как вода, после перерождения послужили для произрастания полезной зелени.
Эль Омейокан – земля солнца, под председательством Уицилопочтли, - бога войны. Сюда попадали, умершие в бою, убитые в плену и женщины, умершие родами. Этих женщин ценили наравне с воинами. Жить в Omeyocan было привилегией, он считался постоянным местом солнечной радости, в котором всегда были музыка, пение и танцы. Мертвые из Omeyocan, после перерождения становились птицами (сопровождающими солнце) с красивыми цветными перьями. Поэтому отчасти индейцы так любили украшаться перьями, они верили, что в них заключены души героев, которые способствуют их храбрости.
Эль Миктлан – именно это место было под контролем супругов смерти - Mictlantecuhtli и Mictacacíhuatl (Святая Смерть). Способ добраться до Mictlan был очень извилистый и трудный, прежде чем попасть туда, души должны были добираться через преграды целых четыре года. Для этого путешествия, как я уже упоминала, умерших хоронили с собакой, которая помогала им прийти в землю супругов смерти. Это очень темное место без окон, из которого уже взрослым умершим невозможно вернуться к жизни ни в каком виде (потому все стремились умереть в бою). Для мертвых детей там есть особое место, называется Chichihuacuauhco, где находится дерево, с ветвей которого капает молоко, кормящее их. Дети, которые попадали сюда, перерождались в жизни, становясь великими, но часто несли разрушение в мир.

Индейцы перестали практиковать человеческие жертвы, но продолжали устраивать в праздник поминовения душ шумные, веселые посиделки с танцами и громкой музыкой. Христианских просветителей тогда очень смущали пиршества на кладбищах.
Ночь с 1 на 2 ноября мексиканцы, в основном жители деревень, проводят на могилах своих родственников. Надгробья они украшают яркими цветами. Вокруг ставят горящие свечи. На земле раскладывают кушанья, которые едят «вместе» с усопшими. Обычно это чурипо (острое мясное рагу с овощами и перцем чили), пульке (водка из агавы), сладкие яичные лепешки — «пан де муэрто» (исп. pan de muerto — «хлеб мертвых»), печенье в форме черепов и другое. Мексиканцы верят, что души умерших временно возвращаются на землю и посещают родные места и близких. Люди отмечают этот праздник в кругу семьи или общины. В последнем случае они делают коллективное подношение своим предкам.
В крупных городах 2 ноября проходят ярмарки, на которых можно купить съедобные черепа с женскими и мужскими именами на лбу, марципановые гробики. Кстати, среди чисто мексиканских атрибутов праздника встречаются американские вкрапления, а именно тыквы. Хеллоуин с его светильником Джека дошел и до Мексики.
В праздник устраиваются костюмированные шествия, где можно увидеть знаменитую Катрину — скелет, одетый в женскую одежду. Мексиканцы считают ее воплощением древней индейской богини смерти — Миктлансиуатль, в честь которой ацтеки и майя и приносили тысячи человеческих жертв. В действительности образ Катрины придумал основоположник мексиканской графики Хосе Гуадалупе Посада, пытаясь через него напомнить людям, что перед лицом смерти все равны — и богатые, и бедные.
Для мексиканских детей это один из любимейших праздников – их карманы наполняются сладостями вроде марципановых гробов и черепов из белого шоколада, а в коллекции игрушек появляются ценные экземпляры вроде скелетов-марионеток и гробиков с сюрпризом.
Кое-где в хлеб «pan de muerto», запекают маленький череп (обычно – из пластика): считается, что человеку, которому он попался, будет счастье.
Могилы щедро украшают цветами (желательно – яркими и большими, вроде хризантем); тут же раскладывают сигареты, алкогольные напитки и разные деликатесы. Особенно ярко День мертвых празднуется в штате Оахака (Oaxaca), куда съезжаются все американские туристы, в Пуэбло и в San Andrés Mixquic (городок к юго-востоку от Мехико).
